Знахарь и знахарка - есть ныне самое обыкновенное название для таких
людей, кои слизывают от глазу, снимают всякую порчу, угадывают о пропажах и
проч. Колдун, колдунья, ведун и ведунья встречаются реже и должны
уже непременно знаться с нечистой силой, тогда как знахарь, согласно поверью,
может ходить во страхе Божием и прибегать к помощи креста и молитвы. Волхв
означает то же, что колдун, но слово это в народе не употребительно; даже о
колдуне или колдунье слышно уже более в сказках; кудесники и
доки местами тоже известны, более на севере, и означают почти то же, что
колдун. Ворожея, ворожка относится собственно к гаданию разными
способами, не заключает в себе условие чернокнижия, но и не исключает его
положительно, почему и говорится: я не колдун, да отгадчик - то есть, знаясь с
бесом, умею отгадывать. Кроме общеизвестных способов гадания на картах, на
кофейной гуще, на руке, на воску, или на вылитом в воде яйце, или топленом
свинце, на бобах - отчего родилась поговорка: беду на бобах развести, - есть
также гадания по священным книгам, суеверие, выходящее ныне уже из употребления.
Гадают также, повесив на веревочку решето и псалтырь, причем то или другое
должно перевернуться, если назовут имя виновного.
Несколько лет тому назад один кучер, подозревавший товарища своего, денщика,
в воровстве, потребовал, чтобы этот шел с ним к ворожее, жившей у триумфальных
ворот, по Петергофской дороге. Пришли, ворожея еще спала; кучер просидел с
денщиком за воротами около часу, потом пошел справиться, не пора ли? Говорят:
можно. Он возвращается, зовет товарища - но его нет, и нет по сей день. Струсив
ворожеи, при нечистой совести, он бежал и пропал без вести. Для такой же
острастки кладут на столе заряженное ружье и велят всем целовать его в дуло,
уверяя, что оно вора убьет. Кто боится этого и виноват, тот признается, или, по
крайности, откажется, под каким-нибудь предлогом, от целования ружья.
Святочные гаданья, представляющие более игры - также нередко принимаются в
прямом значении, и суеверные им верят: строят из лучин над чашкой воды мостик и
ставят его под кровать - суженый приснится и поведет по мосту; кладут гребень
под подушку, суженый-ряженый почешется и оставит волосок; ставят два прибора, в
бане, девушка садится о полуночи, и суженый является ужинать; ставят зеркало и
две свечи, девушка сидит перед ним и должна увидеть суженого; бросают башмачок
за ворота, куда ляжет носком, туда идти девушке; кормят курицу счетным зерном,
насыпают перед каждым гостем овес, пускают петуха, и к кому он подойдет, тому
идти замуж или жениться; накрывают приборы, по числу гостей, и подкладывают
разные вещи - что кому придется; девушка выходит за вороты и спрашивает имя
первого прохожего - так будут звать жениха ее; подслушивают под окнами - и из
этого выводят заключения; выливают олово, свинец, воск и проч.
Гадания гороскопические, со времени познания истинной планетной системы и
течения миров, сами собой потеряли всякую цену. Не отвергая связи между землею с
ее жителями и между планетами, луной и солнцем, - невозможно, однако же,
допустить какую-либо зависимость собственно судьбы или участи каждого из людей
от взаимного стояния или сосложения земли нашей и других небесных
тел. Тут нельзя найти и тени смысла.
Обо всех поименованных нами выше лицах, ворожеях и колдунах, ходит столько
чудес по белу свету, что они всякому известны. Если какая-нибудь Ленорман могла
дурачить в нынешнем веке весь Париж, в течение десятков лет, и оставить после
себя огромное состояние, то нет ничего мудреного, что крестьяне наши, а иногда,
может быть, и какое-либо иное сословие, наклевываются на эту же удочку. Иногда
обман чрезвычайно прост и не менее того для тех, до кого относится, навсегда
остается загадкой. Офицер, будучи на съемке, заступился за хозяина своего, у
которого ночью были украдены деньги. Весьма основательное подозрение падало на
Карпа, которого, однако ж, нельзя было уличить и заставить сознаться. Офицер
собрал мужиков в одну избу, объявив им, что у него есть волшебная стрелка,
которая во всякой толпе отыщет вора и прямо на него укажет. Заставив всех
мужиков наперед перекреститься, сложить шапки в кучу и повернуться по солнцу, он
расставил их в избе, как ему нужно было, каждого порознь, вынул и раскрыл с
разными околичностями компас свой, развертел пальцем стрелку, и потом дал ей
свободу; со страхом и ожиданием мужики глядели на волшебную стрелку, которая, к
бесконечному изумлению их, указала прямо на Карпа, поставленного, как само собою
разумеется, на север. Карп едва не обмер, пал в ноги и повинился. Надобно,
впрочем, сознаться, что из посвятивших себя этому промыслу людей попадаются люди
необыкновенные по способностям своим, и что некоторые, действуя иногда чисто
наугад, по темному, безотчетному чутью или чувству, нередко угадывают истину.
Бесспорно, что ложь и обман гораздо чаще ими руководят; но сила воли, навык
обращать все внимание свое на один предмет, сосредотачивать напряженные духовные
силы по одному направлению, может быть и способность смекать, соображать и
заключать мгновенно, бессознательно, как бы по вдохновению - возвышают людей
этих временно над толпою и дают им средство угадывать и знать более
обыкновенного. Впрочем, не говоря здесь об уловках, коими хитрые знахари,
ворожеи и другие всезнайки пользуются, - выспрашивая осторожно, окольными
вопросами о том, о чем нужно гадать, узнавая о том же через лазутчиков своих,
или посторонних людей, - знахари всех наименований иногда еще пользуются
известными им по преданию тайными средствами, снадобьями и зельями разного рода,
и тем производят мнимые чудеса. Примеры этому встретятся ниже, где, по случаю
разных тайных поверьев, кой-что будет объяснено. Колдуны употребляют, так
говорят, сушеное волчье сердце, или медвежье мясо или сало, чтобы испортить
поезд молодых, на свадьбах; лошади, весьма естественно, боятся этого духа и
потому артачатся, не идут; тогда все кланяются знахарю, дарят его, зовут на
свадьбу, потчуют - и он исправляет беду, не знаю какими средствами; но смешно и
досадно видеть, с какою глупою важностью такой знахарь сидит в подобном случае,
не ломая шапки, на первом месте свадебного стола. Одного такого знахаря умный
гость прекрасно наказал за наглость и бесстыдство его. Поспорив с ним, он
вызвался, по предложению знахаря, выпить ковш наговорной воды, и, исполнив это
при всех, сказал: ну теперь ты выпей моей водицы, из того же ковша и ведра.
Знахарю нельзя было отказаться, так как он слишком много наперед того хвастал и
хвалился, что ему никто ничего не может сделать. Гость зачерпнул в ковш воды и,
отошедши в темный угол нашептывать, бросил в ковш порядочную щепоть табаку.
Несчастный знахарь провалялся в самом жалком положении всю ночь на соломе, к
общему удовольствию поезжан, и свадьба была отпразднована как нельзя лучше.
Удивительно, до какой степени слепая уверенность морочит людей: народ не
только верит, что знахарь портит свадьбу, испортив жениха, или изноровив лошадей
так, что поезд не может тронуться с места, или даже оборотив всех поезжан в
собак или волков; но многие расскажут вам, как очевидцы, добросовестно и в
полном убеждении, случай вроде следующего: я ехал однажды с работником, говорил
зажиточный крестьянин, за которым кой-что водилось. Мы случайно подъехали в
деревне к свадьбе, и он попросил меня остановиться, уверяя, что тут должен быть
недобрый человек, который хочет свадьбу испортить, а потому-де его надо
наказать. Только что работник мой вошел в избу, как оттуда вышел препоганый
мужичишка и, подошед к воротам, принялся грызть зубами столб. Кровь льет изо
рта, а он все грызет; наконец работник мой вышел, а мужик взмолился ему; тогда
тот, погрозившись на него пальцем, сказал: ну, на этот раз ступай, Бог с тобой;
да смотри, вперед не шали. Мужик поклонился ему, утерся рукавом и пошел. В
Сибири какая-то трава, прикрыт или прикрыш, избавляет молодых от всякой
порчи.
О знахарях и колдунах говорится, что, не отказав никому своего ремесла, они
мучатся, не могут умереть и даже встают от этого после смерти. Надо выкопать
такого мертвеца, перевернуть его ничком, подрезать пятки и вколотить между
лопаток осиновый кол. Если предавшийся чернокнижию не найдет во всякое время
немедленно работы чертям, кои являются к услугам его, то они его растерзают. Не
знаю, впрочем, справедливо ли, будто всегда предполагается у колдуна черная
книга; кажется, дело делается, по народному поверью, и без книги. Общую многим
народам сказку, что кудесники иногда дают дьяволу расписку кровью своею,
продавая ему душу, находим мы и в России, но более на юге и на западе.
О колдунах народ верит также, что они отводят глаза, т.е. напускают
такую мару или мороку, что никто не видит того, что есть, а все видят то, чего
вовсе нет. Например: едут мужики на торг и видят толпу, обступившую цыган, из
которых один, как народ уверяет вновь прибывших, пролезает насквозь бревна, во
всю длину его, так что бревно трещит, а он лезет! Вновь прибывшие, на которых не
было напущено мары, стали смеяться над толпой, уверяя, что цыган лезет подле
бревна, а не сквозь него; тогда цыган, оборотившись к ним, сказал: а вы чего не
видали тут? Поглядите лучше на возы свои, у вас сено-то горит! Мужики кинулись,
сено точно горит; отхватили на скорую руку лошадей, перерезав упряжь, а толпа
над ними во все горло хохочет; оглянулись опять - возы стоят, как стояли, и не
думали гореть.
Упомяну здесь еще о заговоре змей: мне самому не удалось испытать этого на
деле, но уверяют, что ясеневое дерево, кора, лист и зола смиряют всякую змею,
лишают ее возможности кусаться и даже повергают вроде оцепенения. Ясеневая
тросточка, или платье, или платок, вымоченные в отваре ясеневой коры, или в
настое золы, также веточка этого дерева, действуют, как говорят, на змею, в
расстоянии нескольких шагов, и гадина подпадает власти знахаря. Я вспомнил при
этом, что читал подобное в каком-то путешествии Англичанина по Индии: там было
именно сказано, что Индиец касался змеи веткою ясени.
Предоставляю на усмотрение и убеждение читателя, сколько во всех чудесах этих
можно или, нельзя объяснить, приняв за известного двигателя и деятеля ту
таинственную силу, которую ученые называют животным магнетизмом. Об этом будем
говорить по поводу сглаза.